Революция для родителей: послеродовое восстановление
Опубликовано Зифа Асташко
Рубрики: | Главное, После родов, Ресурсы, Разное Метки: подготовка к родам, послеродовая доула, после родов, поддержка мам, послеродовое восстановление, мама на исходе, первый год жизни, становление матери, послеродовая депрессия, семья, мама в ресурсе, мама не в ресурсеРеволюционно для нашего менталитета — послеродовым восстановлением, вдруг оказалось, надо заниматься, это вам не просто так — родили, привезли и до свидания, все само как‑то сложится как надо. Сложится, но — как попало… Мифы о наших прабабках «родила и в поле пошла пахать» изживаются на фоне реальности, когда уже не только специалисты, но и сами женщины начинают бить в набат, предупреждая такое противоестественное античеловеческое поведение, пресловутые борщи через час после родов аукаются болезнями через полгода и проблемами в отношениях, упадком сил, причем у всех членов семьи.
Да, роды — физиологичны, это не болезнь, это всего‑навсего пиково‑стрессовое состояние женского организма, кульминация предназначения женщины. А после любой кульминации, скажут вам музыканты, следует интролюдия, или мягкое завершение пьесы, великой пьесы Рождения Человека…. И после любого стресса идет период мягкой адаптации.
Знаете, как обычно в сказках заканчивается повествование «и они поженились и жили долго и счастливо», и мало кто представляет, что там за такое, за этой размытой чертой...Вот и женщины обычно готовятся к родам и далеко не каждая задумывается о своем восстановлении, максимум, где‑то брезжит «грандиозный» план как можно скорее начать качать пресс.
О том, какой жизнь станет после родов, как‑то не особо принято задумываться, даже вполне взрослые люди заявляют, что уж их‑то ребенок будет постоянно есть и спать и жизнь совсем не изменится, разве что в интерьере добавится милых игрушек и пеленочек…
На своих семинарах я рассказываю не только о зачатии, беременности и родах, о роли отца, о развитии семейных отношений, но всегда — о послеродовом восстановлении, точнее, о становлении мамы и семь. Сюда же входят такие материнские искусства, как грудное вскармливание, уход за малышом, естественная гигиена, гимнастика с малышом, ношение на руках и в слинге и так далее и тому подобное, и еще — сюда же входит забота о себе. Как обязанность, если позволите.
А об этом так часто забывают, ставя во главу угла заботу о том, кто позаботиться о себе не может сам…
У женщины появляется иллюзия, что все будет само собой прекрасно, что она просто привыкнет, обживется, и все станет как прежде, просто еще с долгожданным малышом. Одна моя знакомая, годами планирующая зачатие, как‑то проронила: "Ну вот, родится лялька, наконец‑то отдохну…" Я не поверила своим ушам и не стала сильно разбивать ее иллюзии в разговоре, а просто пригласила ее пару раз придти к нам в гости. В общем, все такие ошибочные представления как раз из‑за того, что часто люди просто не представляют жизни с младенцем на руках — не видели ни своих сестер, ни подруг, ни маму, а если и видели, то только в парадно‑гостевом варианте, а не в настоящей, круглосуточной реальности, с ее круговоротом из вполне себе неприглядных тем, типа какашек‑горшков‑нечищенных зубов и непричесанных волос на фоне тотального недосыпа и гормональных бурь.
Глянцевые, парадно‑выходные фотосессионые образы мам с карапузами подруг и родных создают и поддерживают у женщин ощущение, что вот так оно будет и у них, а когда этот образ разбивается вдребезги, мама начинает мучиться неподъемным чувством вины, некоторые даже начинают ненавидеть себя за несостоятельность и впадают в сумерки послеродовой депрессии.
Мамы плачут от бессилия, от бесконечного чувства вины, от тревоги за малыша и за его будущее, мамы плачут от того, что любимый человек становится все отчужденнее и дальше, мамы плачут от недопонимания и от бесконечного бардака дома, мамы плачут над расческой, на которой за раз вычесывается треть волос, мамы плачут над своим животом, который помнит обо всем этой кожистой складкой, мамы плачут от бессилия и душевной боли…
Это плата за разбитые иллюзии.
Это реалии нашей действительности, нашей культуры, в которой мы пожинаем плоды постсоветского отношения к материнству, где женщина — сначала рабсила, а потом мать семейства, с тенденциями к возрождению нравственных норм, близких нашему народу, но забытых в силу мясорубки исторических катаклизмов.
Да, походу, нам уже не жить кланами, как это делали наши прабабки, когда в большом хозяйстве жило несколько поколений, и совершенно преемственно естественно, наглядно, практично, девочки перенимали у старших женщин нужные невыдуманные искусства.
Современные семьи мигрируют кто куда, родовых гнезд мы не знаем и не скучаем по этому состоянию, хотя всем нам, в глубине нашего сердца, дико хочется свой дом, но мало кто готов жить с выросшими детьми или с состарившимися родителями. Мы не готовы брать их опыт, не считая его ценным, мы не готовы попускаться своей выстраданной свободой и долгожданным уединением…
А жаль…
Но, возможно, приходит иное время, время сообществ, или коммьюнити… Это когда люди не связанные ни чем, кроме географически близкой дислокации и взаимной симпатии, проще говоря, добрые соседи, берутся помогать друг другу в сложные времена.
Порой я веду семинары в эко‑поселениях, в некоторых есть хорошая традиция — когда в семье рождается ребенок, составляются графики, где добровольцы подписываются под благими делами, например, принести завтрак на всю семью, или съездить за покупками и так далее. Соседушки с легкостью забирают старших деток на весь день, или забирают их с кружков, или помогают по дому. И это — нормально, это человеческие отношения, так и должно быть! Но на пути того, чтобы вам помогали, есть одно самое серьезное препятствие — это готовность самой женщины принять поддержку, умение просить о помощи. А для этого, в первую очередь, тебе самой нужно осознать, что она вообще‑то тебе необходима. «Сама справлюсь», «ишь, барыня, мама же как‑то с нами справлялась», «поди, у всех проблемы посерьезнее моих» и так далее.Такая мама не знает, что попросив помощи и позволив другим себе помогать, она делает благо не только себе, но и этим людям! Позволить добру совершиться в служении новорожденному человеку и его матери — это запустить волну благих дел. Не позволить, пожадничать, не попросить, сделать вид, сжав зубы, что справишься сама, грудью кинувшись на амбразуру быта с идеальной картинкой обеда из трех блюд и компота, сияющего пола и унитаза, справившись со всем раз, два, двадцать семь раз, и при этом потеряв драгоценные дни на восстановление здоровья после родов…
Об этом поздно думать после родов.
Об этом надо знать заранее.
Причем, знать обоим — и папе, и маме.
Вдвоем искать варианты, вдвоем обсуждать возможности.
Намечтать и найти помощницу по дому, послеродовую доулу, остеопата, массажиста.
Выбрать для себя курс для послеродового восстановления, заранее прикупив все необходимые травы, специи, эфирные масла, заказав свивальник, подобрав одежду для кормления, многоразовые вкладыши для груди и многоразовые подгузники для малыша.
Создать список действительно необходимых покупок к рождению ребенка, дополнив его ссылками или адресами магазинов и познакомить с ним родных, намекнув, что вот на это как раз и стоит тратиться, а не на непонятные груды аляповатой пластмассы….
Создать закрытую группу или чат в соцсетях, пригласив туда всех географически доступных друзей и вывешивая туда списки нужных дел — кто за что возьмется.
Заранее позаботиться о запасе продуктов дома, о заморозках и полуфабрикатах в морозильнике, о полезных быстрых перекусах — вкусных сухофруктах, орехах, меде…
В конце концов, купить заранее стиральную машинку, мультиварку и посудомойку и научиться пользоваться ею всем взрослым членам семьи, а не только женщине…
Это все — осознанное, взрослое решение двух любящих людей остаться в ресурсе и не позволить бытовым неурядицам украсть у вас драгоценные моменты счастья быть с родным человечком, по полной радоваться его улыбкам и стойко выдерживать испытания — вместе.
С рождением малыша рождается не только мама, рождается семья, и от того, как новорожденная «ячейка общества» справилась с критическим временем первого года жизни малыша, от того, насколько женщина в физической и душевной силе быть матерью семейства, а отец в ресурсе отвечать за своих родных, зависит, состоится ли эта семья как полноценная, где все кусочки мозаики — папа, мама и дети —
составляют гармоничную, взаимодополняющую, радующую картину.Будьте здоровы!
Ваша, Зифа Асташко.